Среди объектов канализационной системы выгребная яма, пожалуй, самое старое творение человеческих рук. Такой вид коллектора сточных вод встречается в некоторых замках Европы. Хотя установлен он несколько веков назад, до сих пор продолжает функционировать. Когда одни переходят на дорогостоящую, но биологическую утилизацию отходов жизнедеятельности человека, другие – остаются приверженцами примитивного, но не менее эффективного отвода канализации из дома. Оборудование выгребной ямы из покрышек своими руками не открывает ничего нового в теме канализации. Зато объясняет преимущества, недостатки и другие аспекты обустройства.
Содержание
Стоит ли устанавливать выгребную яму из покрышек
Главное, что следует знать, сливная яма из покрышек – некапитальное строение. Дачники и владельцы частных домов с приусадебным участком, надеясь на комфорт цивилизации при обустройстве сливной канализации в колодце из старых автомобильных покрышек, в глубине души не хотят портить ландшафт и флору. Ведь выгребная яма – это не септик, и полная герметизация в ней не предусмотрена. А лужайка – это место для выращивания растений или для детских игр.
С другой стороны, дистанция трубопровода до ямы ограничивается бюджетом и размерами участка. Особое место занимают требования СНиП. Но люди идут на это, зная о технологии изготовления, обеспечивающей безопасность окружающей среде, и возможном демонтаже канализационного объекта. А вытащить покрышки с увесистыми отложениями на стенках труднее, чем установить их в котлован. Те, кто решаются устанавливать резиновый колодец, заранее подсчитывают денежные затраты, учитывают минусы эксплуатации и вновь возвращаются к преимуществам дешевизны подобного варианта. Кратко это выглядит так:
- Плюсы резинотехнических изделий:
- Малая стоимость.
- Легкий монтаж.
- Эксплуатация в среднем 10–12 лет, что дольше, чем при использовании железной бочки.
- Минусы:
- Низкая производительность. На деле резиновый колодец отводит жидкость медленно. Суточной нормы слива хватит только на двух от силы трех жильцов.
- Низкая герметичность. На нее влияет промерзание почвы и периодическая чистка ямы. Поэтому добиться швов, не пропускающих нечистоты между покрышками невозможно.
- Неприятный запах. Это неотъемлемое качество ямы из покрышек.
- Промерзание. Резина на морозе замерзает. Верхний слой, пропитавшийся нечистотами, хрупок. Он постепенно разрушается.
- Ограниченное использование. Не все стоки сливаются в такую яму.
Параллельно определяется план действий и выбор подходящего места.
Где устанавливать выгребную яму
Этот вопрос не так прост, как кажется. Кроме ряда правил, эксплуатация выгреба подразумевает работы ассенизатора.
- Лучший вариант – беспрепятственный подъезд машины с насосом.
- Основные же требования разрешают копание котлована на расстоянии от забора не менее двух метров.
- Следующий пункт – это близость к дому, к его фундаменту. Дело в том, что область около ямы всегда насыщена влагой. Такой момент негативно сказывается на заглубленных фундаментах. Промерзание и оттаивание почвы приведет к проседанию грунта и перекосу стены дома. Оптимальное расстояние обустройства котлована начинается от пяти метров.
- Еще полтора метра отступают, если рядом водопровод с чугунными или пластиковыми коммуникациями до 20 см в диаметре.
- Или три метра, если диметр труб превышает 20 см.
- Главный фактор – близость слива скважин или колодцев с питьевой водой. В этом случае отступают от 30 до 50 метров.
Песчаный грунт увеличивает производительности выгребной ямы и тонкой фильтрации стоков.
Цена материалов и легкость монтажа
Автопокрышки используются в хозяйстве повсюду. Из них делают цветочные клумбы, грядки, скамейки, детские аттракционы. Несоответствующая техническим требованиям после основательной эксплуатации резиновая продукция получает вторую жизнь в виде осушительных колодцев и выгребных ям. Для подобного функционирования запаса прочности хватает надолго. Использованная автомобильная резина для сливной ямы из покрышек особой ценности не представляет. Ее приобретают на шиномонтаже или с рук за копейки. Цена от 50 до 300 рублей за штуку. Автосервисы частенько отдают покрышки бесплатно.
Основной расход средств сводится к пластиковым трубам, муфтам, ремням, метизам и герметику. Хотя иногда за гравий и щебень тоже платят. Если почва глинистая, то необходим песок. В качестве фильтра подойдет битый кирпич. В целях улучшения производительности стоит взять в расчет пакет живых бактерий, которые расщепляют отходы. Для земельных работ можно привлечь товарища. Хотя выкопать котлован согласно размерам и техническим требованиям под силу одному человеку.
Сборка конструкции — тонкости работы
Для полноценной работы необходимы инструменты:
- Ножовка по металлу.
- Дрель со сверлом.
- Лобзик.
- Силиконовый герметик.
- Метизная группа плюс пластиковые ленточные хомуты.
Пластиковая канализационная труба должна быть не менее 10 см в диаметре. Обычно хватает десяти покрышек от легкового автомобиля. Тракторные образцы понадобятся в количестве не более пяти либо шести штук. Автопокрышки от тяжелой техники тоже используются. Достаточно трех штук, но работать с ними сложнее.
Видео ролик по монтажу выгребной ямы из покрышек своими руками
Что касается порядка действий, то он, следующий:
- Выкопать котлован с запасом по периметру для песчаной и щебеночной отсыпки.
- Углубить придонную скважину при помощи ручного бура.
- Необходимо подготовить и вставить в скважину дренажную трубу. Полметра в землю и полметра над уровнем дна. Верхняя перфорированная часть обернута сетчатым фильтром.
- Выкопать траншею для канализационной трубы. Учитывается пропорциональный наклон по горизонту.
- Отсыпать дно ямы щебнем на 20 см.
- Спускать автопокрышки на дно.
- Поочередно отрезать крайний участок корды, скреплять его метизами или пластиковыми хомутами и проклеивать швы герметиком.
- Установить сливную трубу к одной из покрышек на определенном уровне.
- Герметизировать узел.
- Обернуть колодец рубероидом.
- Отсыпать по краям щебнем и грунтом.
Более сложный вариант переливной ямы состоит из двух идентичных резиновых колодцев, связанных между собой по горизонтали пластиковой трубой. Проблема неприятного запаха решается тремя способами. Причем для эффективности их применяют одновременно:
- Надежный герметичный люк. Естественно, что яму нельзя оставлять незакрытой, но закрыть верхнюю покрышку щитом – это полдела. Остается препятствовать распространению запаха разлагающейся органики. Подбирают такую крышку, которая туго вставляется в отверстие. Вариант – двухслойный люк. Снизу используется толстый резиновый люк, плотно входящий в диаметр покрышки. Сверху деревянный щит, покрывающий колесо. Капитальный подход заключается в сооружении крытого каркаса поверх ямы с запасом пространства от колеса не менее одного метра. Стенки короба снаружи подсыпаются землей.
- Второе устройство, обеспечивающее комфорт использования ямы – фановая труба. Она разделена на два вида:
- Активная.
- Пассивная.
Применение активной трубы подразумевает использование вентилятора. Если минус в дополнительном электрическом обеспечении не так ощутим, то выход вентилятора из строя в силу агрессивной воздушной среды ямы скажется по карману и нервам. Пассивный вариант – это длинная труба с защитой от дождя наверху. За счет перепада давления газообразные продукты брожения поднимаются и выветриваются. При ее установке учитывают два фактора. Трубу необходимо зафиксировать вертикально, чтобы избежать обильного образования конденсата. В зимний период он принесет немало хлопот. Второе замечание – отказаться от металлических хомутов на козырьке. Они не продержатся долго в сложной химической среде.
- Идеальное решение для сливной ямы из автомобильных шин – дополнительное использование бактерий. Так называемые живые или зеленые пакеты продаются в каждом садоводческом универсаме. Принцип работы микроорганизмов основан на поглощении органических веществ с дальнейшим превращением их в неорганические. Запах, являющийся побочным продуктом брожения, в свою очередь, исчезает.
Вопрос герметичности и безопасности объекта приоритетен. В режиме эксплуатации всевозможный ремонт или исправление недочетов невозможны. Поэтому лучше не экономить на рубероиде и герметике. Яма не должна просачиваться по бокам и создавать угрозу биологической опасности.
Обслуживание выгребной ямы из покрышек
Чем крупнее щебень, тем дольше до первого откачивания. Битый кирпич разделяет массы на жидкость и осадок. Современные технологии позволяют применять особый вид бактерий, поглощающих сточные массы. Химические вещества тоже подходят. Но они должны содержать маркировку, которая сообщает о специальном безвредном для почвы составе. Самостоятельная очистка с помощью ведра и лопаты применяется в крайнем варианте либо при демонтаже колодца. В остальных случаях вызывают машину ассенизатора.
Правильный расчет материала и особенностей грунта в большинстве случаев приводит к желаемому результату. Но перебарщивать со стоками в выгребную яму из покрышек не стоит. Во всем нужна мера.