Выгребная яма из покрышек своими руками

Среди объектов канализационной системы выгребная яма, пожалуй, самое старое творение человеческих рук. Такой вид коллектора сточных вод встречается в некоторых замках Европы. Хотя установлен он несколько веков назад, до сих пор продолжает функционировать. Когда одни переходят на дорогостоящую, но биологическую утилизацию отходов жизнедеятельности человека, другие – остаются приверженцами примитивного, но не менее эффективного отвода канализации из дома. Оборудование выгребной ямы из покрышек своими руками не открывает ничего нового в теме канализации. Зато объясняет преимущества, недостатки и другие аспекты обустройства.

Выгребная яма из покрышек своими руками

Стоит ли устанавливать выгребную яму из покрышек

Главное, что следует знать, сливная яма из покрышек – некапитальное строение. Дачники и владельцы частных домов с приусадебным участком, надеясь на комфорт цивилизации при обустройстве сливной канализации в колодце из старых автомобильных покрышек, в глубине души не хотят портить ландшафт и флору. Ведь выгребная яма – это не септик, и полная герметизация в ней не предусмотрена. А лужайка – это место для выращивания растений или для детских игр.

С другой стороны, дистанция трубопровода до ямы ограничивается бюджетом и размерами участка. Особое место занимают требования СНиП. Но люди идут на это, зная о технологии изготовления, обеспечивающей безопасность окружающей среде, и возможном демонтаже канализационного объекта. А вытащить покрышки с увесистыми отложениями на стенках труднее, чем установить их в котлован. Те, кто решаются устанавливать резиновый колодец, заранее подсчитывают денежные затраты, учитывают минусы эксплуатации и вновь возвращаются к преимуществам дешевизны подобного варианта. Кратко это выглядит так:

  • Плюсы резинотехнических изделий:
    • Малая стоимость.
    • Легкий монтаж.
    • Эксплуатация в среднем 10–12 лет, что дольше, чем при использовании железной бочки.
  • Минусы:
    • Низкая производительность. На деле резиновый колодец отводит жидкость медленно. Суточной нормы слива хватит только на двух от силы трех жильцов.
    • Низкая герметичность. На нее влияет промерзание почвы и периодическая чистка ямы. Поэтому добиться швов, не пропускающих нечистоты между покрышками невозможно.
    • Неприятный запах. Это неотъемлемое качество ямы из покрышек.
    • Промерзание. Резина на морозе замерзает. Верхний слой, пропитавшийся нечистотами, хрупок. Он постепенно разрушается.
    • Ограниченное использование. Не все стоки сливаются в такую яму.
Читайте также:  Как построить дачный туалет своими руками

Параллельно определяется план действий и выбор подходящего места.

Где устанавливать выгребную яму

Этот вопрос не так прост, как кажется. Кроме ряда правил, эксплуатация выгреба подразумевает работы ассенизатора.

  • Лучший вариант – беспрепятственный подъезд машины с насосом.
  • Основные же требования разрешают копание котлована на расстоянии от забора не менее двух метров.
  • Следующий пункт – это близость к дому, к его фундаменту. Дело в том, что область около ямы всегда насыщена влагой. Такой момент негативно сказывается на заглубленных фундаментах. Промерзание и оттаивание почвы приведет к проседанию грунта и перекосу стены дома. Оптимальное расстояние обустройства котлована начинается от пяти метров.
  • Еще полтора метра отступают, если рядом водопровод с чугунными или пластиковыми коммуникациями до 20 см в диаметре.
  • Или три метра, если диметр труб превышает 20 см.
  • Главный фактор – близость слива скважин или колодцев с питьевой водой. В этом случае отступают от 30 до 50 метров.

Песчаный грунт увеличивает производительности выгребной ямы и тонкой фильтрации стоков.

Цена материалов и легкость монтажа

Автопокрышки используются в хозяйстве повсюду. Из них делают цветочные клумбы, грядки, скамейки, детские аттракционы. Несоответствующая техническим требованиям после основательной эксплуатации резиновая продукция получает вторую жизнь в виде осушительных колодцев и выгребных ям. Для подобного функционирования запаса прочности хватает надолго. Использованная автомобильная резина для сливной ямы из покрышек особой ценности не представляет. Ее приобретают на шиномонтаже или с рук за копейки. Цена от 50 до 300 рублей за штуку. Автосервисы частенько отдают покрышки бесплатно.

Основной расход средств сводится к пластиковым трубам, муфтам, ремням, метизам и герметику. Хотя иногда за гравий и щебень тоже платят. Если почва глинистая, то необходим песок. В качестве фильтра подойдет битый кирпич. В целях улучшения производительности стоит взять в расчет пакет живых бактерий, которые расщепляют отходы. Для земельных работ можно привлечь товарища. Хотя выкопать котлован согласно размерам и техническим требованиям под силу одному человеку.

Читайте также:  Как построить дачный туалет своими руками

Сборка конструкции — тонкости работы

Для полноценной работы необходимы инструменты:

  • Ножовка по металлу.
  • Дрель со сверлом.
  • Лобзик.
  • Силиконовый герметик.
  • Метизная группа плюс пластиковые ленточные хомуты.

Пластиковая канализационная труба должна быть не менее 10 см в диаметре. Обычно хватает десяти покрышек от легкового автомобиля. Тракторные образцы понадобятся в количестве не более пяти либо шести штук. Автопокрышки от тяжелой техники тоже используются. Достаточно трех штук, но работать с ними сложнее.

Видео ролик по монтажу выгребной ямы из покрышек своими руками

Что касается порядка действий, то он, следующий:

  1. Выкопать котлован с запасом по периметру для песчаной и щебеночной отсыпки.
  2. Углубить придонную скважину при помощи ручного бура.
  3. Необходимо подготовить и вставить в скважину дренажную трубу. Полметра в землю и полметра над уровнем дна. Верхняя перфорированная часть обернута сетчатым фильтром.
  4. Выкопать траншею для канализационной трубы. Учитывается пропорциональный наклон по горизонту.
  5. Отсыпать дно ямы щебнем на 20 см.
  6. Спускать автопокрышки на дно.
  7. Поочередно отрезать крайний участок корды, скреплять его метизами или пластиковыми хомутами и проклеивать швы герметиком.
  8. Установить сливную трубу к одной из покрышек на определенном уровне.
  9. Герметизировать узел.
  10. Обернуть колодец рубероидом.
  11. Отсыпать по краям щебнем и грунтом.

Более сложный вариант переливной ямы состоит из двух идентичных резиновых колодцев, связанных между собой по горизонтали пластиковой трубой. Проблема неприятного запаха решается тремя способами. Причем для эффективности их применяют одновременно:

  • Надежный герметичный люк. Естественно, что яму нельзя оставлять незакрытой, но закрыть верхнюю покрышку щитом – это полдела. Остается препятствовать распространению запаха разлагающейся органики. Подбирают такую крышку, которая туго вставляется в отверстие. Вариант – двухслойный люк. Снизу используется толстый резиновый люк, плотно входящий в диаметр покрышки. Сверху деревянный щит, покрывающий колесо. Капитальный подход заключается в сооружении крытого каркаса поверх ямы с запасом пространства от колеса не менее одного метра. Стенки короба снаружи подсыпаются землей.
  • Второе устройство, обеспечивающее комфорт использования ямы – фановая труба. Она разделена на два вида:
    • Активная.
    • Пассивная.
Читайте также:  Как построить дачный туалет своими руками

Применение активной трубы подразумевает использование вентилятора. Если минус в дополнительном электрическом обеспечении не так ощутим, то выход вентилятора из строя в силу агрессивной воздушной среды ямы скажется по карману и нервам. Пассивный вариант – это длинная труба с защитой от дождя наверху. За счет перепада давления газообразные продукты брожения поднимаются и выветриваются. При ее установке учитывают два фактора. Трубу необходимо зафиксировать вертикально, чтобы избежать обильного образования конденсата. В зимний период он принесет немало хлопот. Второе замечание – отказаться от металлических хомутов на козырьке. Они не продержатся долго в сложной химической среде.

  • Идеальное решение для сливной ямы из автомобильных шин – дополнительное использование бактерий. Так называемые живые или зеленые пакеты продаются в каждом садоводческом универсаме. Принцип работы микроорганизмов основан на поглощении органических веществ с дальнейшим превращением их в неорганические. Запах, являющийся побочным продуктом брожения, в свою очередь, исчезает.

Вопрос герметичности и безопасности объекта приоритетен. В режиме эксплуатации всевозможный ремонт или исправление недочетов невозможны. Поэтому лучше не экономить на рубероиде и герметике. Яма не должна просачиваться по бокам и создавать угрозу биологической опасности.

Обслуживание выгребной ямы из покрышек

Чем крупнее щебень, тем дольше до первого откачивания. Битый кирпич разделяет массы на жидкость и осадок. Современные технологии позволяют применять особый вид бактерий, поглощающих сточные массы. Химические вещества тоже подходят. Но они должны содержать маркировку, которая сообщает о специальном безвредном для почвы составе. Самостоятельная очистка с помощью ведра и лопаты применяется в крайнем варианте либо при демонтаже колодца. В остальных случаях вызывают машину ассенизатора.
Правильный расчет материала и особенностей грунта в большинстве случаев приводит к желаемому результату. Но перебарщивать со стоками в выгребную яму из покрышек не стоит. Во всем нужна мера.

Ссылка на основную публикацию